+7 (49634) 74-1-30
Почта Контакты
 

Горизонтально-направленное бурение (ГНБ)

, или наклонно-направленное бурение (ННБ), это бестраншейный метод строительства внешних инженерных сетей, позволяющий прокладывать различные коммуникации без вскрытия грунта, а применение специальных систем контроля положения буровой головки, позволяет выполнить бурение по заданной траектории в обход пересекаемых подземных кабельных или трубопроводных линий.

Комплекс работ по ГНБ включает в себя следующие этапы:

  • Подготовительные работы
  • Работы по бурению пионерной скважины
  • Расширение пионерной скважины до заданного диаметра
  • Протаскивание трубопровода в скважину
  • Заключительные работы

Подготовительные работы.
На данном этапе подготавливается площадка для размещения бурового комплекса. Монтируется буровая установка и вспомогательное оборудование, проводится проверка системы локации буровой головки и установки приготовления бурового раствора.

Бурениe пионерной скважины.

пилотная скважина


Бурение пионерной, или как еще говорят - пилотной, скважины выполняется буровым комплексом в направлении - от себя. Оно осуществляется при помощи породоразрушающего инструмента — буровой головки или забойным двигателем. Буровая головка соединена с буровой штангой, что позволяет управлять процессом строительства пилотной скважины и обходить выявленные на этапе подготовки к бурению подземные препятствия в любом направлении в пределах естественного изгиба протягиваемой рабочей нити. Буровая головка имеет отверстия для подачи специального бурового раствора, который закачивается в скважину и образует суспензию с размельченной породой. Буровой раствор уменьшает трение на буровой головке и штанге, предохраняет скважину от обвалов, охлаждает породоразрушающий инструмент, разрушает породу и очищает скважину от её обломков, вынося их на поверхность. Контроль за местоположением буровой головки осуществляется с помощью системы локации которая передает данные о местоположении, уклоне азимуте буровой головки. Эти данные являются определяющими для контроля соответствия траектории строящегося трубопровода проектной и минимизирует риски излома рабочей нити. Строительство пилотной скважины завершается выходом буровой головки в заданной проектом точке.

Расширение скважины


На буровой машине буровые штанги вкручиваются последовательно, одна в другую, по мере продвижения буровой головки. Таким образом, соединённые между собой штанги, похожи на гибкий трос. После проведения пилотного бурения плеть штанг остается в скважине. При этом буровая головка отсоединяется от буровых штанг и вместо неё присоединяется риммер — расширитель обратного действия. Приложением тягового усилия с одновременным вращением риммер протягивается через створ скважины в направлении буровой установки, расширяя пилотную скважину до необходимого для протаскивания трубопровода диаметра. Для обеспечения беспрепятственного протягивания трубопровода через расширенную скважину её диаметр должен на 25-100 % превышать диаметр трубопровода.

Протаскивание трубопровода.
На противоположной от буровой установки стороне скважины располагается готовая к протягиванию плеть трубопровода. К переднему концу плети крепится оголовок с воспринимающим тяговое усилие вертлюгом и риммеру, и в то же время не передает вращательное движение на трубопровод. Таким образом, буровая установка затягивает в скважину плеть протягиваемого трубопровода по проектной траектории.

Заключительные работы
После проведения работ по ГНБ выполняются работы связанные с демонтажом и вывозом бурового оборудования. Демонтируется монтажная площадка, вывозятся остатки бурового шлама и строительного мусора. Вполняется техническая и биологическая рекультивация.

Основные преимущества технологии ГНБ.

Возможность бестраншейного строительства, ремонта и санации подземных коммуникаций:

  • под реками, оврагами, лесными массивами;
  • в специфических грунтах (скальные породы, плавуны);
  • в охранных зонах высоковольтных воздушных линий электропередач, магистральных газо-, нефте-, продуктопроводов;
  • в условиях плотной жилищной застройки городов при прохождении трассы под автомагистралями, трамвайными путями, автомобильными дорогами, скверами и парками;
  • Сокращение сроков и объёма организационно-технических согласований перед началом работ в связи с отсутствием необходимости остановки движения всех видов наземного транспорта, перекрытия автомобильных и железных дорог;
  • Значительное сокращение сроков производства работ за счет использования высокотехнологичных буровых комплексов;
  • Значительное сокращение количества привлекаемой для прокладки трубопроводов тяжелой техники и рабочей силы;
  • Уменьшение риска аварийных ситуаций и, как следствие, гарантия длительной сохранности трубопроводов в рабочем состоянии;
  • Отсутствие необходимости во внешних источниках энергии при производстве работ в связи с полной автономностью установок;
  • .
  • Отсутствие необходимости производства работ по водопонижению в условиях высоких грунтовых вод.

Экономический аспект.

  • Уменьшение сметной стоимости строительства трубопроводов за счет сокращения сроков производства работ, затрат на привлечение дополнительной рабочей силы и тяжелой землеройной техники;
  • Минимизация затрат на энергообеспечение буровых комплексов вследствие экономичности используемых агрегатов;
  • Отсутствие затрат на восстановление поврежденных участков автомобильных и железных дорог, зеленых насаждений и предметов городской инфраструктуры;
  • Сокращение эксплуатационных расходов на контроль и ремонт трубопроводов в процессе эксплуатации.

Социально-экологические преимущества

  • Сохранение природного ландшафта и экологического баланса в местах проведения работ, исключение техногенного воздействия на флору и фауну, размыва берегов и донных отложений водоемов;
  • Минимизация негативного влияния на условия проживания людей в зоне проведения работ.
 
Дизайн и графика ООО "Навигатор 50". 2002 г.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика